www.steinwayspb.ru
nastroika-pianini-steinway
14-10-15
Кто-нибудь пробовал добавить в лед цветы? Мы — нет. Но, по-видимому, зря. Так любой напиток сразу становится интереснее, даже если это просто вода. Мы настоятельно рекомендуем прямо сейчас начать готовиться к летней жаре и поэкспериментировать со льдом.
Как делают лучшие рояли в мире Steinway & Sons
Начну с любопытных фактов:
— в каждом пианино Steinway около 12,000 деталей. На производство одного инструмента требуется около года.

— первое пианино основатель фирмы Генрих Штейнвег(Генри Стэйнуэй) собрал на кухне в 1836 году

— юбилейное пианино было сделано для президента США Теодора Рузвельта и заняло место в восточной комнате Белого Дома в Вашингтоне.

— Джон Леннон написал свой хит «Imagine» на пианино Стэйнуэй, которое позже было продано за 2 миллиона долларов Джорджу Майклу

— леди Гага все еще хранит пианино Стэйнуэй серии «Бостон» подаренное ей на 13-летие
Сама история Стэйнуэй очень интересна. Она начинается с основателя, Генриха Штайнвега который родился в Германии в 1797 году. Практически вся семья его погибла в ходе войн, захвативших в то время современную Германию. Отец Генриха был лесником, но в один из дней в хижину ударила молния, превратив дом в руины. Погибли все, кроме Генриха, которого спасли тела погибших отца и старших братьев. В 15 лет он остался полным сиротой без гроша в кармане. Его взял на службу герцог Врунсвик, где Генрих обучился столярному делу что впоследствии изменило всю его жизнь. Он стал интересоваться фортепьяно, которые набирали популярность в Европе. Позже, 6 сыновей Генриха пошли по его стопам. В 1850 году Генрих принял решение вместе с семьей эмигрировать в США, оставив старшему сыну Теодору бизнес в Германии. В Америке Генрих американизирует свое имя и фамилию и становится Генри Стэйнуэй.
Официально, основание семейной фирмы «Стейнуэй и сыновья» считается 1853 год, когда было продано первое пианино нью-йоркской семье Грисвольд за 500 долларов.
Интересно то, что 162 года назад работали те же инструменты маркетинга, что и сейчас. К примеру, старшая дочь Генри – Доретта, давала бесплатные курсы игры на пианино, тем самым привлекая новых учеников, которые становились покупателями пианино семейного бизнеса.
Пока сделаем перерыв исторических сводках и перейдем к самой фабрике. Сегодня фабрики Стэйнуэй находятся в двух городах на разных континентах. Первая в Германии, Гамбурге и вторая в Нью-Йорке на Манхэтене. Немецкая обеспечивает европейских и азиатский рынок, вторая же работает на Америку.
Я же посетил гамбургскую фабрику и прошелся по цехам сборки и производства роялей:
С улицы ничего особенного в глаза не бросается, впрочем как и во всей Германии все очень скромно. Два здания соединенные переходом. Есть своя прилегающая территория:
remont-pianini-v-pitere

В проходной фабрики нас встречает макет запатентованного механизма, который осуществляет процесс передачи нажатия клавиши к удару по струне молоточком:

На входе в один из корпусов висит чугунная станина – один из основных элементов рояля:

Большую часть уличной территории занимаю склады с древесиной, основного материала, из которого и рождается рояль:

На древесине остановлюсь подробнее. Именно она играет важнейшую роль в рождении настоящего, акустического звука. Порода деревьев используется разная. Дерево должно быть созревшее и высушенное специальных условиях. Для некоторых элементов древесина сушится 2 года. На фабрике есть специальный человек, который летает в буквальном смысле по всему миру и отбирает еще растущие деревья, которые потом обрабатываются специальным образом и доставляются в Германию. Часть пород закупается, к примеру, на Аляске, редкие породы дерева поставляются из Африки.
В процессе сушки контролируется влажность, и принимаются необходимые меры к ее поддержанию:

Складирование и подготовка к выходу на производство имеет очень жесткий и правильный контроль:

Переходим в цех по производству основной части рояля – бокового остова. По крайней мере я так его называю. Раньше, до основания фабрики Стэйнуэй рояли имели угловатую форму.
Вот так выглядит рояль Vird в доме-музее г. Воткинска, на котором учился играть юный Петр Ильич Чайковский. Обратите внимание на угольные формы. Раньше не было возможности делать плавные изгибы:

Поскольку живу и совсем рядом с городом Воткинском, и мой бизнес связан с музыкальными инструментами и звуковым оборудованием я играл на этом инструменте и конечно слышал его звук и чувствовал нажатие клавиш. Скажу честно, если отбросить ту ауру, которую создает великое имя композитора, то сам рояль звучит, мягко говоря, не очень. Клавиши тугие, звук плоский. Однако на то время это был очень современный и приличный инструмент, позволить который себе могли очень немногие.
С основанием фабрике Стэйнуэй все изменилось. В конце 19 века один из сыновей Теодор Стэйнуэй запатентовал новый метод склейки и придание изогнутой формы боковой стенки рояля который используется и по сей день.
Боковой остов состоит из 17 листов клинового шпона, склеенные между собой и с помощью специального пресса изогнутые в нужную форму:
Делается это следующим образом. Листы шпона слой за слоем проматываются клеем и укладываются друг на друга. Таким образом, создается деревянный «бутерброд»:
Далее этот бутерброд несколько человек закладывают в специальный пресс:
remont-pianini-v-pitere2
Закрепив первый конец, листы шпона загибают вокруг пресса и крепят второй конец:
С помощью рычагов ручной лебедки крепко затягивают:
Как мы видим, шпон снаружи закрыт листом жести. Получается вот такая конструкция:
Далее в ход идут массивные пластины, которые будут прижаты при помощи винтовых зажимов:
Каждый зажим имеет три упорных винта-зажима, которые распределяют нагрузку сжатия. Сверху и снизу крепится так называемое сцепное кольцо из стали, которое служит упором:
На первой стадии винты закручивают пневматическим устройством, которое подвешено на трос т.к. имеет большой вес:
Так, шаг за шагом бутерброд из кленового шпона приобретает изогнутую форму:
На последней стадии винты подтягивают вручную:

В таком прессе боковой остов остается до первичного высыхания клея:

После высыхания клея готовую конструкцию переносят в специальное помещение где она должна находится до полного высыхания от 10 до 16 недель в зависимости от размера и толщины:

Ну а мы перемещаемся следующий цех. Здесь склеивают другие деревянные элементы рояля:
На переднем плане не что иное, как некрашеные крышки для клавиш рояля:

Здесь изготавливают резонансные деки. Дека должна быть гибкая для воспроизведения колебания струн и в то же время прочная:
Вот рояльные крышки уже после покраски:
Циркулярная пила для нарезки элементов рояля. Справа висят шаблоны, по которым рабочий режет необходимые рейки:
Здесь к основанию(остову) приклеиваются различные детали, которые закреплены с помощью зажимов:
Обратите внимание не этот ровненький срез. Это как раз тот самый бутерброд, который загоняли в пресс на первом этапе. Шпон подобран с поразительной точностью по толщине, все очень грамотно и отточено годами. В итоге, это все скажется на качестве звука и долговечности инструмента:
На этих станках готовят корпус рояля для крепления в него, так называемого скелета:
Скелет еще называют позвоночником, т.к. он держит тяжеленную чугунную раму массой 140 кг. В центральном рояле видно поперчены скелета, которые придают еще и жесткость всему инструменту:
Это резные декоративные украшения для ног рояля. Вырезаются на специальном станке:
Скелет закреплен:
Но это еще не все, нужно приклеить остальные нужные элементы для различных целей:
Вот мы и дошли до чугунной рамы, которая будет держать струны. Натянутые струны создают нагрузку в 20 тонн. Сами рамы в Гамбурге не производятся. Их льют из чугуна в Нью-Йорке и отправляют контейнерами в Германию:
В Гамбурге раму обрабатывают, шпаклюют и красят:
Процесс этот тоже достаточно кропотливый:
После покраски и обработки она приобретает желтоватый оттенок:
Далее их сушат:
После последней стадии обработки рама становится желтовато-бронзовой с фирменным металлическим оттенком:
Этот человек пользуется наибольшей популярностью у фотографов. Он вносит элемент ручной работы в фирменный логотип:
Вот как это происходит:
Следующим этапом раму при помощи крана устанавливают в рояль:
За тем следует укладка специального красного войлока в тех местах, где будет соприкосновение струн с металлом:
Струны. Струны на первом этапе натягивают при помощи специального станка:
Чтобы избежать случайных царапин окрашенной рамы ее заклеивают защитным скотчем в местах возможного соприкосновения:
При установке колков используют специальную мазь:
После следует чистовая натяжка:
Отвлечемся немного от чистовой работы и посмотрим, как красят рояли. Что бы рабочему попасть в помещение для окраски нужно воспользоваться средствами защиты:
Сама покраска происходит в условиях приближенных к работе в космосе:
После покраски рояль и его элементы полируют в несколько этапов:
Для полировки используют как ручные машинки (дальний план) так и большие, стационарные круги:
Молоточковый механизм. Сами молоточки изготавливаются из одной войлочной заготовки. Для формирования молоточка заготовка, с помощью пресса напрессовывается на деревянный стержень длиной около метра приобретая грушеобразную форму.
После чего стержень распиливают на ломтики, которые и становятся молоточками:
Клавиши калибруются между собой по чувствительности. Это делается с помощью свинцовых грузиков:
Нажатие на клавиши должно быть одинаковое по чувствительности. Это большая работа по калибровке выполняется не одним специалистом:
Кстати..конструкция одной клавиши, вместе с молоточковым механизмом состоит из 57 частей. Можно умножить на 88 клавиш = 5,016 деталей лежит на каждом из этих столов:
После сборки клавишного механизма и его установки, инструмент попадает в испытательную комнату. Что это такое?!:
Это комната отделана звукопоглощающим материалом в которой установлен механизм. Сам станок поочередно в хаотичном порядке жмет все клавиши, издавая самую противную какофонию в мире. Впрочем, на этом этапе звук никого не интересует. Здесь проверяется на прочность клавишный механизм в реальных условиях с натянутыми струнами:
Она является первой женщиной, которая стала практикантом-учеником 1979 году на фабрике по созданию пианино Steinway & Sons. Ее отец, когда-то работавший в этой компании, открыл для нее двери в этот мир. Помимо отца, работавшего настройщиком пианино Steinway & Sons, ее брат также работал техником в отделе сервиса. Некоторое время все три члена семьи работали в компании одновременно. Вэбкэ не только является ответственной за конечный звук фортепиано, но также и является единственной женщиной во главе целого департамента.

Она работает с увлечением и ответственно подходит к задачам, но кроме этого у нее остается время и для хобби. Она изучает Таи Чи и живопись, поет в хоре и с удовольствием танцует чечетку. Но ее самое любимое хобби- это ваяние скульптур из камня, кроме того она обожает свое фортепиано Steinway & Sons Модель B, которое стоит у нее дома.
Сейчас Вэбкэ занимает высокую почетную должность Главы Департамента звука в компании “Steinway & Sons”, является ответственным лицом по контролю звука инструмента.
— Источник: http://dlyakota.ru/51132-kak-delayut-luchshie-royali-v-mire-steinway-038-sons.html#sthash.RLcSlXje.dpuf
————————————————————————————————-
19-09-15
ИСТОРИЯ БРЕНДА
Компания Steinway&Sons была основана в 1853 году в Нью-Йорке немецким эмигрантом Генри Энгельхардом Стейнвеем. Первое фортепиано краснодеревщик Генрих Штайнвейг (немецкое произношение фамилии) собрал на кухне своего дома в Германии в 1836 году. К моменту основания компании он успел создать уже 482 инструмента. Дата продажи 483-го фортепиано и стала точкой отсчета деятельности компании. Этот инструмент, проданный за 500 долларов, сегодня можно увидеть в Музее искусств в Нью-Йорке.
Производство неуклонно расширялось. Фактически за 40 лет Генри Стейнвей и его сыновья – Альберт, Генри, Теодор, Уильям и Чарльз – шаг за шагом изобрели современную модель фортепиано. Патенты выдавались компании один за другим.
Компания стала получать медали на международных выставках и вскоре приобрела значительный авторитет среди музыкантов как Нового, так и Старого Света. В 1866 году у Steinway&Sons появился свой концертный зал в Нью-Йорке. Гордостью компании стала и остается до сих пор модель большого концертного рояля. С 1875 года, когда Теодор Стейнвей получил на него патент, технические характеристики этого инструмента остались неизменными. Он обязательно имеет 274 см в длину и 157 см – в ширину. При разработке этой и ряда других моделей использовались новейшие по тем временам исследования в области акустики, которые проводил знаменитый физик Герман Гельмгольц.
Steinway&Sons начала серьезную борьбу за европейский рынок. Главным конкурентом был Альберт Вебер, бросивший вызов американскому качеству. «Фортепианная война» продолжалась не одно десятилетие. Возможно, борьба за первенство в Европе и побудила сыновей Генри Стейнвея открыть в 1880 году отдельное производство в Гамбурге. С этого времени стейнвеевские рояли стали прочно утверждаться во всех известных концертных залах старушки Европы. К началу двадцатого столетия компания была поставщиком российского, германского и английского императорских домов.
Первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис в Европе стал большим испытанием для фирмы. В 1917-1918 годах торговые связи между Соединенными Штатами и Германией были полностью разорваны. Однако в 20-е годы Америку потряс «пианистический бум», связанный в том числе и с растущей популярностью джаза. Доходы компании резко возросли. Достаточно сказать, что к моменту начала Великой депрессии в 1929 году более половины горожан-американцев имели дома пианино. Успехи на американском рынке позволили компании расширить и гамбургское производство.
Во время Второй мировой войны оба завода компании в Гамбурге были разрушены в результате бомбардировок. Полностью восстановить влияние на европейском рынке удалось лишь к середине 1950-х годов.
К тому времени изменения произошли и в технологии производства инструментов. В частности, с развитием экологического движения компания Stainway&Sons первой в мире отказалась от использования натуральной слоновой кости в качестве материала для клавиш.
Сегодня конструкция и технология создания инструментов представляет собой знаменитую «Систему Стейнвей», базирующуюся на 129 патентах. Основные инновации компании (резонансная дека, механика, монолитный корпус, чугунная рама и другие) стали стандартом, по которому строятся все современные фортепиано.
STEINWAY В РОССИИ
В России инструменты Steinway появились еще в позапрошлом веке и считались непревзойденными по качеству и звучанию. На них создавали свои шедевры Рахманинов, Стравинский, Прокофьев, Шостакович и другие великие мастера. Знаменитая Русская фортепианная школа в лице таких корифеев, как Рубинштейн, Танеев, Скрябин, Гольденвейзер, Нейгауз, Игумнов, основывалась не только на блестящей технике, но и на разнообразии звучания, красочности звука, «пении» рояля. Специалисты считают, что по звуковым возможностям «стейнвей» уникален. Глубина, «объем» звучания и тончайшее piano позволяет исполнять любые самые сложные произведения Баха, Рахманинова, Листа. Все «стейнвеи» обладают индивидуальным звучанием.
Рояли Stainway&Sons – самые мощные в мире. Особенно это заметно, когда произведение исполняется на двух роялях, один из которых марки Steinway, а второй – другой фирмы. Многие конкурирующие компании пытались разбирать рояли Steinway и копировать, однако собрать нечто хоть отдаленно напоминающее исходный инструмент не получилось ни у кого.
Стейнвеевские рояли находятся практически во всех ведущих залах России, в консерваториях, филармониях, ведущих учебных заведениях. Уже стало доброй традицией на самый престижный международный конкурс имени П. И. Чайковского приобретать для Московской консерватории два больших концертных рояля Stainway. В этом году специально для ХIII Международного Конкурса пианисты Николай Петров и Евгений Артамонов ездили в город Гамбург на фабрику, где из десяти роялей выбрали два лучших.
«Стейнвеи» доставляют в Россию автотранспортом из Гамбурга. Немаловажная деталь – компания использует только своих грузчиков. Рояли и пианино Steinway необычайно долговечны, но условия доставки и хранения инструмента также определяют его срок службы. Для российских настройщиков компания проводит мастер-классы с участием немецких специалистов.
ЦЕНЫ И ТЕХНОЛОГИИ
На сегодняшний день семейство инструментов Steinway&Sons включает в себя несколько ценовых уровней и категорий. Самые дорогие и эксклюзивные инструменты – серия Art Case стоимостью от 400 тыс. до 1 млн. евро – являются поистине произведением искусства. Они предназначены для самых богатых и изысканных покупателей мира. Естественно, таковых находится не столь много, и большинство из них – шейхи Объединенных Арабских Эмиратов.
Следующая серия под названием Limited Edition включает в себя инструменты, выделяющиеся своим оригинальным дизайном и изготавливаемых маленькими тиражами к юбилеям различных компаний. В создании роялей этой серии принимали участие Альбрехт Гертц – один из создателей спортивного BMW 507, а также кутюрье домов Valentino, Fendi, Channel – Карл Лагерфельд. Стоимость этих уникальных экземпляров колеблется в пределах от 120 до 200 тыс. евро.
Любителей ювелирного искусства порадуют инструменты серии Crown Jewel, отличающиеся разнообразием внешней отделки дерева и инкру-стированные драгоценными камнями. Стоимость «ювелирных» роялей – 100-180 тыс. евро.
Классический рояль Steinway лишен каких-либо излишеств. Его внешний вид лаконичен, однако звучание, по признанию мировой музыкальной общественности, приближается к совершенству. Именно этот вид «стейнвея» считается идеальным вариантом для высших музыкальных учебных заведений. Стоимость классического «Стейнвея» начинается от 60 тыс. евро.
За год компания выпускает всего тысячу роялей, в то время как другие производители – десятки тысяч. Каждый рояль изготавливается из ценных пород дерева. Хвойные деревья используются для изготовления резонансной деки, лиственные – для корпуса и вирбельбанка, американский тополь – для крышки рояля. Один рояль Steinway создается более года, в процессе изготовления используется 95 % ручного труда. Философия компании Steinway&Sons – сделать идеальный инструмент.
====
15-08-15
Утром 29 июня 1850 года пароход Helena Sloman завершил очередной трансатлантический рейс и пришвартовался в нью-йоркском порту. Из-за большой перегрузки корабль плыл из Гамбурга почти полтора месяца – его каюты, открытые палубы и даже угольные трюмы были заполнены немецкими эмигрантами, бежавшими в Америку от экономических последствий революции 1848 года.

В веренице беженцев, спускавшейся по трапу, ничем особенным не выделялось семейство Штейнвегов. Немолодой немецкий бюргер с женой и целым выводком изможденных детей неуверенно ступили на Манхэттен. Спустя несколько лет они выкупят его значительную часть в семейную собственность, а несколько улиц назовут своими именами, переиначенными на американский манер, – Harry Steinway str., Teddy Steinway ave. и т. д.

До 1848 года Штейнвеги были одной из самых благополучных семей в Зеезене. Мастер-краснодеревщик Генрих Энгельхарт Штейнвег убедил местного перчаточного фабриканта Фиммера выдать за него свою дочь. После свадьбы Генрих увлекся опытами по совершенствованию звучания музыкальных инструментов.

Фиммер активно поощрял новое увлечение зятя – сам по себе музыкальный бизнес не обещал сверхдоходов, но социальный статус мастеров был очень высок, знакомством с ними не брезговали и аристократы. Фиммеру представлялась возможность, расширив круг собственных связей, поставлять перчатки самым блестящим дворам Европы.

Штейнвег не стремился разрушить его иллюзии, однако этап подготовки к вторжению провинциального буржуа в высший свет несколько затянулся. Только спустя десять лет после свадьбы Генрих Энгельхарт приступил к созданию своего первого фортепиано.

Зарегистрированная в 1836 году фирма H. Steinweg, Instrumentenmacher производила 25 – 30 инструментов в год, которые охотно покупали немецкие князья для своих личных оркестров.

В марте 1848-го студенческий союз, выступавший за возрождение Германской империи, спровоцировал восстание в Вене, которое закончилось отставкой канцлера князя Меттерниха. Вскоре волнением были охвачены все немецкие земли. Германским князьям, захваченным революционным водоворотом, стало не до музыки. Штейнвеги могли бы пережить временное отсутствие спроса на их продукцию, но проблема осложнялась еще и тем, что старший сын Генриха Чарльз являлся участником мартовских событий. Сразу же после закрытия Национального собрания революционер бежал в Америку.

Бывшие клиенты и почитатели таланта превратились в гонителей, Генриха объявили в Зеезене персоной нон грата. Его несколько раз арестовывала полиция, в мастерской устроили погром, дети возвращались с улицы в слезах и синяках. Наконец, даже Фиммер отказался их поддерживать. Чарльз тем временем писал из Нью-Йорка:

«Здесь живут лучшие из немцев. Местные власти не мешают им, благодаря чему многие преуспели».

Тогда-то Штейнвеги купили билеты в сказочную «страну богатства и демократии».

Штейнвеги, при поддержке Чарльза, обладавшего определенным весом в землячестве, сумели закрепиться в США, хотя их жизнь была далека от обещанных радужных утопий. Они установили четкие приоритеты своей новой американской жизни: перебивались с картошки на хлеб и откладывали деньги на свой бизнес. В тот же период Генрих заставил все семейство американизировать имена — Штейнвеги превратились в Стейнвеев.

Генри Э. Стейнвей (Генрих Энгельгард Штайнвег)
Наконец, в марте 1853 года была зарегистрирована семейная компания Steinway & Sons, которая к концу лета открыла на Вэрик-стрит мастерскую по производству и ремонту роялей. Дела пошли неплохо — в первый год Стейнвеи продали 74 инструмента, в среднем по $400 за штуку. И это было только началом. В 1880 году в Штатах продавалось фортепиано уже на $15 млн, и 60% этого рынка контролировала компания Steinway & Sons.

Начало бума было связано с тем, что штучный немецкий рояль воспринимался нуворишной американской буржуазией, выросшей на железнодорожных и товарных спекуляциях 1850-х – 1860-х годов, как имиджевый атрибут. За годы Гражданской войны цена фортепиано на американском рынке утроилась – стандартный кабинетный рояль стоил не менее $800, а эксклюзивный концертный экземпляр Steinway продавался за $2500 – 3000.

Steinway & Sons производила очень качественный, но далеко не уникальный продукт: к моменту открытия их мастерской только в Западном Манхэттене уже работали пять аналогичных компаний. Стейнвеи владели более чем 100 патентами на отдельные механизмы и технологии производства инструментов, что позволяло им называть себя «изобретателями современного фортепиано», но во многом этот громкий титул являлся рекламной уловкой.

Рояль и пианино были изобретены еще в 70-х годах XVIII века, ключевые элементы и доработки, которые придали инструменту современное звучание – такие, как литая рама, перекрестное натяжение струн и механизм двойной репетиции, были внесены в конструкцию в 1820-х годах французским мастером Себастьяном Эраром и американцем Александром Бабкоком. Патенты Стейнвеев охраняют в основном незначительные усовершенствования деталей классического фортепиано.

Гордостью компании стала и остается до сих пор модель большого концертного рояля. С 1875 года, когда Теодор Стейнвей (старший сын Генриха Стейнвея) получил на него патент, технические характеристики этого инструмента остались неизменными. Он обязательно имеет 274 см в длину и 157 см в ширину. При разработке этой и ряда других моделей использовались новейшие по тем временам исследования в области акустики, которые проводил знаменитый физик, врач и акустик Герман Гельмгольц.

Главным же изобретением Steinway & Sons являлась уникальная маркетинговая политика, авторство которой, видимо, принадлежало второму сыну Генриха – Уильяму. Самым большим успехом компании в середине 1850-х годов был заказ на концертный рояль от Ференца Листа. Знаменитый венгр, в отличие от большинства коллег по музыкальному цеху, мог себе позволить заказать новый инструмент в Америке. Листу рояль понравился, он стал постоянно выступать с ним, что послужило американской фирме лучшей рекламой.

Первая фабрика Стейнвеев
Идея Уильяма заключалась в том, чтобы создать над производственным комплексом своего рода антрепренерскую надстройку, которая занималась бы организацией гастролей талантливых пианистов. Эта деятельность не должна была являться бизнесом в чистом виде, фирма брала на себя все организационные расходы, предоставляла исполнителю инструмент и услуги по его перевозке во время гастролей, а выручка от концертов почти в полном объеме доставалась музыканту. Единственным требованием спонсора к исполнителю было играть на Steinway.

Затем Уильям обратился к крупнейшим музыкантам своего времени с просьбой дать характеристику роялям Steinway. Восторженные оценки прислали Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Камиль Сен-Санс, братья Николай и Антон Рубинштейны и многие другие. Кроме того, Уильям опубликовал список лиц высшего света, которые приобрели рояли Стейнвей. Среди них были барон Ротшильд и испанская королева, турецкий султан и английская королева Виктория. Из опубликованного списка следовал вывод: если вы культурный и обеспеченный человек, рояль Steinway – необходимая принадлежность вашего дома.

В конце 1850-х – начале 1860-х годов Стейнвеи развернули в Нью-Йорке масштабные строительные работы – они выкупили в собственность несколько кварталов на Лонг-Айленде под новое здание фабрики. На Манхэттене же Стейнвеи выкупили землю для строительства первого в Нью-Йорке концертного зала на 3000 мест. Выбирая подходящие места под строительные площадки, они превратились на некоторое время в крупнейших земельных спекулянтов Нью-Йорка.

Steinway House
Steinway House
Всеми операциями с недвижимостью в семье заведовали сыновья Уильям и Теодор. Формально они не владели долями в семейном бизнесе и занимались политической деятельностью. Уильям в 1870 году занял видный пост в Городском совете, а Теодор заседал в комиссии по развитию скоростного транспорта – в частности, он являлся одним из авторов первого проекта нью-йоркской подземки.

В начале 1870-х годов фирма Steinway & Sons начала формировать свой знаменитый «список артистов». Одним из первых в него вошел знаменитый Антон Рубинштейн, который в 1872 – 1873 годах отыграл по контракту со Steinway & Sons 218 концертов. По итогам концертного тура он получил 200 000 золотых франков – то есть порядка $16 млн в современных денежных единицах.

Тогда же Steinway & Sons начали серьезную борьбу за европейский рынок. Главным конкурентом был Альберт Вебер, бросивший вызов американскому качеству. «Фортепианная война» продолжалась не одно десятилетие. Возможно, борьба за первенство в Европе и побудила сыновей Генри Стейнвея открыть в 1880 году отдельное производство в Гамбурге.

С этого времени стейнвеевские рояли стали прочно утверждаться во всех известных концертных залах старушки Европы. К началу двадцатого столетия компания была поставщиком российского, германского и английского императорских домов. Первая мировая война и последовавший за ней экономический кризис в Европе стали большим испытанием для фирмы. В 1917-1918 годах торговые связи между Соединенными Штатами и Германией были полностью разорваны.

Steinway & Sons росла вместе с рынком до 1929 года. За первые годы Великой депрессии показатели продаж фортепиано в США упали с 344 000 инструментов в год до 51 000. Большинство фабрик, прежде пытавшихся конкурировать со Стейнвеями, закрылись уже к 1932 году, и только лидер рынка спокойно ждал, когда закончатся смутные времена.

Руководивший в то время фирмой внук основателя Генри Стейнвей отказывался снижать установленные еще в «гремящие двадцатые» завышенные цены на инструменты. Тем, кто советовал ему изменить ценовую политику в соответствии с реалиями рынка, он рассказывал семейную легенду о том, как «дедушка Генрих» некогда выкинул из окна бойкого делягу, пришедшего к нему с проектом удешевления рояля Steinway.

Недоброжелатели утверждали, что Стейнвеи чувствовали себя так уверенно, поскольку рассчитывали на государственные закупки и субсидии. Рузвельты и Стейнвеи дружили семьями с 1890-х годов. И производители музыкальных инструментов вполне могли рассчитывать на то, что их компания будет признана национальным достоянием и спасена за счет казны.

Совершенно невероятный эпизод, который многие исследователи объясняют лоббизмом Стейнвеев, имел место в годы второй мировой войны. В декабре 1943-го эскадрилья американских бомбардировщиков совершила несколько вылетов, в ходе которых уничтожались исключительно предприятия группы Bechstein – единственного в тот момент серьезного конкурента Стейнвеев на мировом рынке фортепиано.

Чтобы остановить распространение слухов, Рузвельту пришлось сделать публичное заявление. По его словам, рояльные фабрики и склады были включены в перечень военно-промышленных объектов, подлежащих первоочередному уничтожению по той причине, что фабрикант Бехштейн оказывал финансовую поддержку НСДАП на выборах 1933 года.

Во время Второй мировой войны Steinway & Sons производят пианино под названием «Victory Vertical» для американских войск
Во время Второй мировой войны Steinway & Sons производят пианино под названием “Victory Vertical” для американских войск
Во время Второй мировой американское производство роялей было полностью прекращено, так как для изготовления инструмента использовались стратегические металлы: сталь, медь, бронза, необходимые для военного производства. Вместо роялей на фабрике производились комплектующие части для самолетов, а также… гробы. Кроме того, правительство специально заказало маленькие легкие пианино для армии. Их красили в цвет хаки и помещали в специальный ящик, который могли легко переносить три-четыре человека.

В послевоенные годы Steinway & Sons, действительно, на короткое время стала мировым лидером по производству фортепиано, однако с развитием радио и телевидения сам рынок музыкальных инструментов начал претерпевать изменения. Благодаря развитию СМИ началось бурное развитие нового феномена – массовой культуры.

Изменения произошли и в технологии производства инструментов. В частности, с развитием экологического движения компания Stainway & Sons первой в мире отказалась от использования натуральной слоновой кости в качестве материала для клавиш. Сегодня конструкция и технология создания инструментов представляет собой знаменитую “Систему Стейнвей”, базирующуюся на 129 патентах. Основные инновации компании (резонансная дека, механика, монолитный корпус, чугунная рама и другие) стали стандартом, по которому строятся все современные фортепиано.

В середине 1950-х годов во главе компании встал Теодор Стейнвей, человек крайне консервативных взглядов в вопросах культуры. Страстью его жизни была филателия – он собрал одну из лучших в мире коллекций почтовых марок. Что же касается бизнеса, с этим у Теодора было хуже – он чуть было не довел семейную компанию до банкротства.

Теодор Стейнвей поддерживал традицию «списков исполнителей», но, во-первых, в них не попадали джазмены, во-вторых, финансирование этого проекта даже остаточным назвать можно было только с большой натяжкой.

В разгар «холодной» войны в 1958 году в музыкальном мире произошло нечто немыслимое: в СССР был приглашен техасский пианист Ван Клиберн для участия в Конкурсе им. П. И. Чайковского. По обе стороны железного занавеса миллионы людей, далеких от мира классической музыки, гадали – поедет или не поедет? А Ван Клиберн тем временем ходил по кабинетам Steinway House, выпрашивая несколько сотен долларов на дорогу до Москвы. Наконец директор концертного отдела компании Алекс Грейнер снял с пальца перстень с бриллиантом и отдал пианисту. Вырученных от продажи денег на перевозку до Москвы рояля Steinway & Sons не хватило, поэтому американец победил на главном музыкальном конкурсе «империи зла», играя на инструменте «Красный Октябрь».

В 1960-е годы компания печально наблюдала, как тает интерес общества к фортепианному музицированию. С не меньшей печалью бухгалтеры Steinway & Sons наблюдали за состоянием корпоративных счетов. В 1972 году фамильная компания Steinway & Sons была продана владельцами медийному гиганту Columbia Broadcasting System. Подробности сделки не разглашались, однако позже один из Стейнвеев проговорился журналисту из New York Times, что к 1972 году на всех его кредитках был исчерпан лимит.

Columbia в тот период ставила смелые эксперименты по превращению классических марок музыкальных инструментов в элитные брэнды шоу-бизнеса. С большим успехом прошла, например, модернизация имиджа гитар Fender. CBS выкупила стагнирующего производителя, инструменты раздали музыкантам продюсируемых ею модных групп. После нескольких концертов дорогая старомодная гитара превратилась в рок-н-рольный фетиш.

Со Steinway & Sons этот фокус не прошел. Белый рояль, вокруг которого разворачиваются события в самых лиричных клипах Джона Леннона, Билли Джоела и других культовых исполнителей 1970-80-х годов – это памятник героическому труду сотрудников маркетингового отдела CBS, более десяти лет бившихся над неразрешимой проблемой позиционирования брэнда Steinway & Sons в поп-культуре.

С традиционными рынками сбыта тоже возникали проблемы – концертный Steinway стоил порядка $50 000 при средней цене аналогичного инструмента у прямых конкурентов в $35 000. На любые предложения менеджеров CBS, касающиеся изменений в ценовой политике, Стейнвеи, сохранившие кресла в совете директоров, отвечали «историей о дедушке Генрихе».

Рояль Essex
Рояль Essex
В 1985 году Columbia за бесценок отдала Steinway & Sons братьям Бирмингем, которые, «оптимизировав структуру управления» (читай: выставив из руководства последних Стейнвеев), перепродали компанию международному производителю музыкальных инструментов Selmer, Inc.

Новая команда менеджеров, во главе с председателем совета директоров Кайлом Киркландом и СЕО Данной Мессино, произвела еще больший переворот в хозяйстве Стейнвеев – активы Steinway & Sons в 1996 году были переданы на баланс корпорации Steinway Musical Instruments.

Дела у компании начали налаживаться после того, как Steinway Musical Instruments предложила рынку «народные» модели фортепиано designed by Steinway & Sons под брэндами Boston (1991 год) и Essex (2001 год). Они собираются в азиатских филиалах и там же находят сбыт. Рояли под оригинальной маркой Steinway & Sons хорошо продаются только в юбилейные годы, когда производитель выпускает ограниченные номерные партии.

Возможно, причина в том, что коллекционные инструменты так же, как и антикварные, могут служить объектом инвестиций – их цена ежегодно увеличивается на 5%.

Как делают рояли

В уникальном методе, используемом Steinway в течение более века, боковые изогутые стенки фортепиано представляют собой одну цельную деталь. До того, как Теодор Стейнвей разработал и запатентовал этот метод в 1878 году, боковые стенки корпуса представляли собой конструкцию из нескольких скрепленных между собой частей.

18 листов шпона твердого клена, длиной до семи метров каждая, используются для изготовления боковых стенок рояля. Все слои покрываются клеем, соединяются между собой и формуются с помощью специального гибочного пресса, напоминающего гигантские тиски в форме рояля. Бригада мастеров выравнивает все слои и затем стягивает при помощи хомутов.

Резонансная дека представляет из себя большую деревянную диафрагму с деревянными брусками (штегами) в центре с верхней стороны. Cтруны проходят через штеги, которые передают колебания струн резонансной деке, в результате звучание струн усиливается. Дека имеет форму купола, что позволяет ей выдерживать суммарное давление вниз около 400 кг от более чем 200 струн.

Резонансная дека в процессе изготовления. Фото — Алексей Соломатин
Резонансная дека в процессе изготовления. Фото – Алексей Соломатин
Резонансные деки Steinway тщательно изготавливаются вручную в соответствии с запатентованной фирмой технологией. Для изготовления деки используется отборная распиленная на четверти ель, поскольку это дерево достаточно гибко, чтобы воспроизводить звуковые колебания, но и достаточно прочно, чтобы выдержать нагрузку от струн фортепиано. Деке придается небольшая конусообразность – мастер делает ее чуть тоньше по краям для лучшей звукопередачи после вклеивания внутрь корпуса.

Перед тем, как резонансная дека будет установлена в корпус, в штегах должны быть сделаны прорези для струн, которые будут проходить через них. Для разметки используется графит, который наносится на верхнюю часть брусков, и специальный трезубец. Требуются годы практики, чтобы научиться точно определять места, где делать зарубки.

Чтобы придать готовому инструменту большую красоту, весь шпон для каждого инструмента берется от одного дерева. В цехе по изготовлению шпона он режется по размеру, подбирается и маркируется в соответствии с номером фортепиано.

Внутри размещается деревянная конструкция (футор), поддерживающая чугунную раму массой около 140 кг.

Чугунная рама устанавливается в корпус фортепиано. Стосорокакилограммовая чугунная рама обеспечивает жесткое устойчивое основание, достаточное для того, чтобы выдержать суммарное натяжение струн около 16 тонн. На части рамы, которые будут контактировать с корпусом и вирбельбанком, наносится графит. Раму устанавливают в корпус и затем вновь поднимают. Места, на которых отпечатался графит, срезают, чтобы компенсировать зазоры между поверхностями.

После того, как дека и чугунная рама закреплены в корпусе, фортепиано готово к установке струн. Мастер продевает струну в отверстие в колке (вирбеле) и с помощью специальной машинки поворачивает вирбель три раза, делая на нем три витка струны. Затем вирбель продевается сквозь одно из более 200 отверстий в раме и сажается в вирбельбанк.

Все молоточки изготавливаются из одной войлочной ленты. Для формирования молоточков клей сначала наносится на внутреннюю сторону ленты. Затем лента помещается в длинную медную форму с канавкой внутри и напрессовывается на деревянный стержень длиной около метра, приобретая грушеобразную форму. После этого стержень распиливается на «ломтики». Каждый «ломтик» становится молоточком, который крепится в клавиатурной механике.

Калибровка клавиш
Калибровка клавиш
Древесина механики иногда нагревается на небольшом огне для лучшей посадки деталей. Демпферы предохраняют струны от паразитных колебаний после того, как по струнам ударяют молоточки. Мастер тщательно подгоняет войлочные демпферы к струнам. Затем ему приходится подбираться к фортепиано с нижней стороны с зеркалом, чтобы установить рычаги педали, приводящие в действие демпферы.

В процессе так называемого «вывешивания» каждая клавиша калибруется для согласования их между собой по чувствительности. К клавишам крепятся свинцовые грузики с тем, чтобы усилие, необходимое для нажатия клавиши, было одинаковым для всех клавиш.

Последующий процесс «озвучивания» представляет из себя детальные регулировки молоточков, определяющие конечное звучания инструмента и, в итоге, индивидуальность каждого инструмента Steinway.

Мастер регулирует упругость молоточков, прокалывая войлок игольчатым стержнем, снижая его жесткость и тем самым смягчая его тон. Если мастер хочет увеличить яркость звучания ноты, он увеличивает жесткость с помощью небольшого количество лака. В результате мастер должен привести в соответствие между собой звучание каждой клавиши. Настройщик слушает высоту тона и устанавливает необходимое натяжение струн, вращая вирбели с помощью настроечного ключа. После настройки инструмент готов для окончательной проверки.

Сегодня рояли Steinway стоят практически на всех ведущих мировых сценах, а 1300 пианистов в мире имеют почетное звание «Артист Стейнвей». В числе «бессмертных» – Антон Рубинштейн, Игорь Стравинский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Владимир Горовиц. Среди ныне концертирующих пианистов – Владимир Ашкенази, Григорий Соколов, Евгений Кисин и многие другие.

Из разных источников:
piano.muscomp.com, designdeluxegroup.com, bluesbrothers.ru
Выражаем благодарность Алексею Соломатину за предоставленные фотографии

—————————————